Двукратный чемпион Red Bull Air Race Кирби Чемблисс: Когда мы только начинали не было никаких правил

Уже завтра начнётся казанский этап авиагонок Red Bull Air Race, которые пройдут в Казани во второй раз. В преддверии чемпионата мы публикуем наше интервью прямиком с аэродрома KazanRing с одним из самых известных пилотов гонок Red Bull Air Race, двукратным чемпионом мира Кирби Чемблиссом. Пилот поведал о своём пути в авиаспорт, об истории авиагонок Red Bull и строительстве собственного аэродрома во дворе своего дома.

Read English version here […]

Известно, что с раннего детства вы занимались мотокроссом и потом перешли в авиацию. Почему вы решили поменять колёса на крылья?

Между этими событиями прошло довольно много времени. Я всегда любил гонки, любил скорость и адреналин, это объединяет эти два вида спорта. И когда я ещё занимался мотокроссом, уже тогда я хотел начать делать что-то подобное. Став немного старше я понял, что мне нравятся находится высоко в небе, да вообще всё захватывающее. Поэтому я участвую в гонках на мотоциклах, выступаю на соревнованиях по аэробатике и авиагонках. В общем всё, что поднимается высоко в небо.

Kirby Chambliss, Kazan 2018

То есть вы перешли в авиа потому что это быстрее и более экстремально?

Думаю ненамного больше, да. Однако мотокросс — физически очень сложная дисциплина, она выматывает вас полностью. И это за очень короткий период времени, этим он отличается от авиагонок. Но у них общая идея — вы должны стать первым.

Мы слышали, что у вас есть личная взлётно-посадочная полоса и ангар во дворе своего ранчо в Аризоне. Вы построили его самостоятельно?

Да. Ну, физически строил её не я, но я разработал этот проект. Купил землю и начал строил свой дом, но потом понял, что он всё выходит дороговато и поэтому продал часть земли. Так что другие люди тоже стали строится неподалёку, и мы сделали взлётно-посадочную полосу, я построил собственный ангар. Получилось очень хорошо. Главной причиной всей этой затеи была возможность для меня практиковаться каждый день прямо у себя дома.

Авиагонки Red Bull Air Race в Казани. Фото: Игорь Галиев
Авиагонки Red Bull Air Race в Казани. Фото: Игорь Галиев

Так вы там тренируетесь?

Да, раньше помногу летал, но теперь я отсутствую около двухсот дней в году, так что теперь тренируюсь я там не так часто.

Как проходят ваши тренировки?

Готовиться там к гонкам Red Bull сложновато, потому что у нас нет ворот и персонала, который ставит пилоны. Это немного усложняет тренировки. Однако готовится к высшему пилотажу я могу прямо у себя дома. Также можно мысленно разместить трассу с воротами и пройти её. Ещё можно взлететь и работать над переносимостью перегрузок. Таким образом, вы будете готовы к сильным перегрузкам при отклонении от трассы и единственным о чём вы будете беспокоиться будет то, как вы проходите через ворота.

Кстати о воротах, с 2014 году пилоны стали выше на 5 метров, так что теперь их высота составляет 25 метров. Как вы относитесь к таким нововведениям в гонке?

Я предпочитаю старую школу, мне нравится пролетать их по-настоящему низко. Раньше не было так много правил, вы могли пролетать настолько низко, насколько хотели. А теперь мы должны проходить ворота на высоте не меньше 10 метров над водой, иначе вы можете получить штраф или дисквалификацию. До этого мы пролетали практически над водой или землёй в зависимости от того, где проходили соревнования.

Авиагонки Red Bull Air Race, Kazan 2017
Авиагонки Red Bull Air Race, Kazan 2017. Photo agazeta.ru.

Раньше было больше экстрима?

Да, теперь это больше гонка на технику, тогда же как раньше все больше полагались на интуицию и собственные ощущения. У нас были более низкие и квадратные ворота, мы проходили их вертикально с одной грани, разворачивались и проходили также вертикально со следующей. Да, это создавало гораздо больше опасности, чем сейчас, однако я думаю, что в этом есть даже какой-то баланс.

Похоже, что здесь как и в любом другом молодом спорте появляется всё больше правил и ограничений?

Когда мы только начинали не было никаких правил — тот, кто сможет пройти все ворота быстрее всех, не задев пилон, станет победителем. Теперь здесь намного больше условий, но такая же ситуация и с “Формулой-1”, NASCAR, мотоциклами и так далее, всё так же. Они добавляют все больше и больше правил, так что каждый спорт определенно проходит через это.

Что вы ожидаете от предстоящий соревнований?

Я всегда ожидаю победу. Мы победили на Казанском этапе в прошлом году, так что я надеюсь повторить этот успех. Это было бы здорово. Трасса полностью поменялась, но я думаю, что у нас будут преимущества. В том году мне довелось летать при плохих погодных условиях и мы справились. Также понадобится немного удачи, если обстоятельства будут против нас. Я думаю, что в этом году мы тоже выиграем гонку.

Авиагонки Red Bull Air Race, Kazan 2017. Photo agazeta.ru.

Остаётся ли волнение с возрастом и опытом?

Я больше не нервничаю, все волнения давно прошли. Я всё также вхожу в раж, потому что всё также хочу побеждать, как и всегда. Соревнование — это в моём характере. Я выигрывал Национальный чемпионат по аэробатике пять раз подряд и затем дважды становился чемпионом Red Bull Air Race. Я упорно добиваюсь победы, я всегда хочу выиграть. Всё тоже чувство, всё также хочу победы.

Если я не ошибаюсь, вы практиковали элементы высшего пилотажа для работы на бизнес-джете и пришли в спорт из коммерческой авиации?

Много лет я летал на Boeing 747, был пилотом на частных реактивных самолётах. Хотя на 747-ом я не летал уже около девяти лет. Вообще, да, так я сюда и попал. Когда мне был 21 год я работал за штурвалом на частном реактивном самолёте. Там был один пилот, который тогда занимался высшим пилотажем, который спросил смогу ли я выровнить бизнес-джет с боссом на борту, если он вдруг перевернётся в воздухе. Так мне оплатили тренировки по аэробатике, я начал заниматься и вошёл во вкус. Когда я летел на спортивном самолёте вниз головой, я понял, что это самая крутая вещь на свете! Я только и думал как летать вверх дном, выполнять различные фигуры. Я больше не мог думать об обычном прямолинейном полёте. Однако мне всё ещё приходится заниматься этим, чтобы заработать на жизнь, но это именно то, что привело меня к мировым чемпионатам. Это то, что привело меня в Red Bull Air Race.

Беседовал Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев