От первого лица: немецкий органист и дирижёр Лео Кремер о своём пути в Россию

В Казани с 13 по 18 сентября проходит фестиваль, посвящённый музыкальному искусству, «Дни Германии в Казани». В рамках фестиваля проводятся концертные мероприятия и семинары с участием гостей из Германии. В церемонии открытия «Дней Германии в Казани» принял участие ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин, руководитель отдела науки Посольства Германии в Москве Михаэль Добис, председатель национально-культурной автономии немцев Татарстана Виктор Диц, немецкий органист венгерского происхождения Зигмунд Сатмари, герой сегодняшней публикации дирижёр Лео Кремер, а также представитель DAAD в Казани Мария Кулькова. Церемония открытия плавно перешла в творческую встречу с известным в Казани дирижёром Лео Кремером. Вот уже 30 лет Лео Кремер приезжает в Казань поработать с Казанской консерваторией, в каждом концертном сезоне маэстро готовит с молодыми музыкантами новые симфонические и оперные программы, а осенью традиционно отправляется вместе с оркестром консерватории на гастроли по городам Европы.

Л.Кремер: Я буду очень краток, надеюсь вы меня поймёте. Безусловно многие из присутствующих здесь наверняка меня уже знают, знают что я делаю в Казанской консерватории. И сейчас я кратко расскажу как я к этому пришёл, расскажу немного о моей деятельности как солиста, дирижёра и органиста.

Я дитя холодной войны, я стал чувствовать это с самого раннего детства. И, конечно же, несмотря на то, что вы молоды и не пережили ужасы войны и послевоенного времени, вы не понаслышке знаете о том кошмаре, который произошёл в двадцатом веке. Конечно, все мы знаем, что эта катастрофа произросла из Германии по воле Гитлера. Это меня очень волновало и занимало с самых ранних лет.

Лео Кремер с оркестром на репетиции перед концертом. Фото пресс-службы Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова.

Я родился в федеральной земле Саар, это недалеко от границы с Францией. После войны земля Саар была самостоятельной и не относилась к Германии, но мы были экономически зависимы от Франции. У меня даже сохранился детский французский паспорт с тех времён. Это была эдакая предыстория всей моей жизни, карьеры и вопросов моего детства: «Кто же я? Где я живу? Что такое Германия? Что такое Европа? И что такое Восточная Европа?» Уже тогда я задавал себе эти вопросы.

Когда речь заходила о Восточной Европе, я думал, что это где-то чуть ли не на Луне. Конечно, этот интерес сохранился и в школе, и в музыкальной школе, и в студенчестве. По результатам референдума Саар снова вошёл в Германию, тогда же начал расти мой интерес к политике, к тому что представляет собой Германия на политической сцене и что такое разделённая Германия. Также рос мой интерес к Восточной Германии, Восточной Европе, Восточному блоку, Варшавскому договору и так далее. Тогда это были ключевые слова для меня и этот интерес только возрастал. И, конечно же, будучи студентом, я хотел увидеть Прагу, Дрезден, Москву, но тогда всё это было невозможно. Самым далёким местом куда я мог уехать был Кассель, на нём и заканчивался мир, занавес. Всё, что было восточнее, было для нас недостижимо. И у меня было сильное внутреннее желание изменить эту ситуацию. Но что я мог сделать, будучи маленьким студентом?

Самым далёким местом куда я мог уехать был Кассель, на нём и заканчивался мир, занавес.

Однако это желание всегда жило во мне. Я продолжил учиться и в 1964 году я принял участие в конкурсе Мендельсона в Западном Берлине и выиграл его. Для меня это была невероятная возможность увидеть Восточную часть этого разделённого города. И я ещё больше захотел, чтобы это изменилось. Потом, будучи органистом, я пришёл в Шпайерский собор, один из самых значимых католических соборов в мире. Это была замечательная возможность для органиста — в Шпайере вовсю кипела музыкальная жизнь. Также я работал доцентом-преподавателем в Мангейме. Высшая школа музыки имела связи с Финляндией и меня пригласили туда как преподавателя на мастер-классы, которые устраивала Академия имени Сибелиуса в Хельсинки. Там я познакомился с музыкантами из Восточной Европы. Многие были из Восточной Германии, Словакии, Венгрии, Польши и даже Москвы. Это была потрясающая ситуация, настоящая встреча искусств Запада и Востока.

В эти дни я дирижировал оркестром. Там были и студенты, и доценты, и известные музыканты. И я, молодой мальчик, дирижировал оркестром, это было просто невероятно. Академия длилась где-то четыре-шесть недель. У озера, деревья, сауна — это был просто рай. Музыканты из России сказали мне, что я обязательно должен приехать в Россию, что они поговорят с Госконцертом в Москве. Я ответил: «Конечно, с удовольствием!» Но я этому не поверил, вернулся в Германию и три-четыре недели спустя утром зазвонил телефон: «Здравствуйте! Говорит Госконцерт, Москва. Вы хотите приехать в Москву и устроить тур?»

«Здравствуйте! Говорит Госконцерт, Москва. Вы хотите приехать в Москву и устроить тур?»

Так всё и началось. Моё первое турне прошло через Киев, Ригу и, конечно же, Москву, через Концертный зал имени Чайковского. Это была потрясающая поездка. Так началась моя работа в качестве солиста, преподавателя и дирижёра. Мой первый опыт дирижирования случился в филармонии в Минске. И только потом Германия, Испания, Италия. Из Минска я отправился в Петербург, потому что у ведущего дирижёра сорвались гастроли и в Минске нас спросили есть ли у нас какой-нибудь дирижёр. Так я и попал в Петербург.

Лео Кремер за дирижёрским пультом в ГБКЗ им. С.Сайдашева. Фото пресс-службы Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова.

Олег Янченко (российский органист и композитор) организовывал курсы в консерватории и тогда возникла идея устроить большой мастер-класс для всего Советского Союза в Пицунде. И он состоялся, тогда пришло около сотни студентов от Прибалтики до Владивостока. Мы обсуждали вопросы стилистики, историческое исполнение и многое другое, для нас это была настоящая «органная перестройка». Именно тогда я познакомился с Рубином Абдуллиным и спустя некоторое время я оказался здесь, в Казани. Это положило начало нашей совместной работе. Мы не только работали с музыкой, у нас возникло человеческое взаимопонимание, у нас сложилась дружба. Рубин Абдуллин уже рассказывал о нашей многолетней работе в Казани, о наших совместных мероприятиях в Италии в Риме. А я же упомяну о нашем оркестровом туре в Шпайере.

Идея, которую я хочу до вас донести, заключается в том, что если вы чего-то очень хотите, это обязательно свершится. Это преодоление барьеров — то, чего хочешь, должно свершиться. Мы все живём на одной земле и этот мир не поделён на барьеры и границы. К тому же нас всех объединяет музыка. И мне очень приятно, что когда я приезжаю, я чувствую себя здесь практически как дома. Мне всегда здесь рады, я это чувствую. Это один из самых прекрасных подарков судьбы, которые у меня есть. Спасибо!

18 сентября состоится открытие концертного сезона Казанской консерватории. В ГБКЗ имени С.Сайдашева выступит Симфонический оркестр Казанской консерватории под управлением Лео Кремера. В программе сочинения Э.Грига, Ф.Шуберта, увертюра к опере “Оберон” К.М.Вебера.

Материал подготовил Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев; пресс-служба Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова