Рубрики
WorldSkills Все заметки Интервью/Interview Топ-темы

Роберт Уразов: Мы даём не профессии, а компетенции

С 28 февраля по 1 марта на площадке «Казань Экспо» проходил второй международный форум «Образование России» – EDU Russia 2019. Примечательно, что форум состоялся на площадке, где совсем скоро пройдет чемпионат мира по рабочим профессиям Worldskills. В перерыве после пленарной дискуссии корреспондент газеты «Город А» поговорил с генеральным директором WorldSkills Russia Робертом Уразовым. В интервью он поделился своим мнением о будущем WorldSkills в России, рассказал об идее индивидуальных программ подготовки специалистов, а также о том, по какому принципу на соревнованиях WorldSkills появляются новые компетенции.

На фото:
генеральный директор WorldSkills Russia Роберт Уразов. С 28 февраля по 1 марта на площадке «Казань Экспо» проходил второй международный форум «Образование России» – EDU Russia 2019.

Каковы планы развития после проведения мирового чемпионата WorldSkills в августе этого года?

В данный момент множество элементов, которые есть в международном движении, уже интегрировано внутрь национального проекта. Плюс сейчас наше движение начинает подготовку людей предпенсионного возраста, то есть идёт подготовка уже взрослых людей. Во многом будет поступательное развитие. Поживём — увидим.

На одной из пресс-конференций вы высказали идею подобия app store для системы образования, что сейчас существует множество профстандартов, которые определяют, как готовить человека, когда, напротив, нужна индивидуальная программа для каждого отдельного специалиста. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Тогда давайте посмотрим на логику самого app store как такового. Когда вы скачиваете приложение, вы имеете полный сервис. Чем это отличается от стандартов? Если продолжить говорить на языке app store, то представьте, что вы сначала скачали лишь инструкцию, в которой было бы написано как собрать приложение. Разница в том, что согласно нашей логике даётся возможность получить не просто сам стандарт, но и его носителя. То есть представьте, что вы скачали инструкцию и самостоятельно всё это для вас сделать невозможно. И вы вынуждены найти того, кто вам это сделает. Мы же даём два в одном.

То, что идёт сейчас, о чём мало говорится на дискуссиях — это то, что мы на самом деле должны готовить человека к деятельности в мире, а не к рабочему месту. Это вынуждает человека переходить из стандартного обучения, условный физик-ядерщик, у которого есть предопределённое рабочее место. Сейчас же всё меняется наоборот — человек становится первичным по отношению к рабочему месту. Для этого нужно учить человека выбирать разные приложения, чтобы формировать свой, так сказать, «телефон профессий».

Что делаем мы? Мы даём не профессии, а компетенции, которые пронизывают огромное количество профессий. Например, возьмём инженерный дизайн, он используется и в механообработке, и в автомобильной промышленности, и в авиационной, и в ядерной, то есть практически везде, где есть цифровое проектирование этот навык нужен. Это сквозной навык для огромного количества видов деятельности — без него в промышленности никуда. И важно научить человека самостоятельно выбирать эти навыки под конкретные задачи, скачивать, устанавливать и уметь ими пользоваться. Это главная задача, которая, к сожалению, пока является самой сложной.

Вроде того, когда мы хотим самостоятельно сделать что-либо конкретное, то ищем в YouTube обучающие видео, так?

Похоже. Просто важно, чтобы вы могли ориентироваться в мире и понимали как вы достигаете своего профессионального успеха самостоятельно. Потому что время когда есть, скажем так, типовые технологии успеха кончилось. К сожалению, это невозможно сейчас. Невозможно гарантировать ни рабочее место, ни вид занятости, ни даже вашу карьеру. Это вам придётся делать самостоятельно.

То есть как вы сказали сегодня на дискуссии, что после каждых двух с половиной лет нужно снова учится чему-то новому?

Вполне возможно. Но это скорее о том, что за два с половиной года устареет не всё и вы можете также продолжать работать. Но как тенденция это абсолютно точно, что темпы изменения содержания профессии очень высокие и только увеличиваются. Растёт и количество, безумное количество, профессий. Если вы сейчас возьмёте, например, HeadHunter посмотреть названия профессий, и сравните со справочником профессий, которые есть, вы поразитесь тому, что они соотносятся на два порядка. То есть всего профессий в сто раз больше, чем мы отслеживаем в статистических наблюдениях. И это будет только увеличиваться. Почему? Потому что для разных видов профессий, для разных видов деятельности, нужно огромное количество разнонаправленных навыков.

Например, раньше никто не думал, что для журналиста навыки программирования тоже важны. К примеру, та же «Медиалогия» построена на простейшем навыке сбора информации по различным типам источников. И на базе этого корреспондент достаточно просто может написать свою статью.

С 28 февраля по 1 марта на площадке «Казань Экспо» проходил второй международный форум «Образование России» – EDU Russia 2019.

Сегодня токарь должен уметь работать с ЧПУ, а навыки работы за компьютером требуются практически везде. Как вы думаете, могут ли соревнования WorldSkills стать всё больше и больше соревнованиями в сфере IT и робототехники?

Это простейшая история. Раньше был писец, который писал, а сейчас все умеют писать. То же самое и с компьютерами — все умеют ими пользоваться — этот навык стал из специализированного общим. Если смотреть ближайшие десять лет, то цифра, конечно, будет ведущим драйвером экономического роста. Но после него будут другие драйверы, о которых мы пока в меньшей степени думаем. То есть это физика и биология как следующий передел. Конечно, если вам учиться здесь и сейчас, то сегодня на цифре заработать можно гораздо больше, чем на фундаментальной физике. Но в ближайшее время, на горизонте десяти лет сдвиг будет туда. Пока это цифра, поэтому если вы сейчас ею сознательно не занимаетесь, то вы теряете текущий доход.

Здесь работает два механизма: с одной стороны механизм исследовательский, когда появляются компетенции в результате исследований, а с другой стороны в результате деятельности компаний, которые производят технологии. И с того момента как появится технология, которая, например, позволит вам программировать при выращивании бобов вкус шоколада, я вас уверяю, эта технология появится на WorldSkills через час, это не сложно. Собрать и выставить профессию не сложно, проблема другая — это готовность технологии к её массовости. Если технология не массовая, то в WorldSkills она приживается хуже, легче будет подготовить другие компетенции.

То есть вы в первую очередь следуете за рынком?

Не за рынком, мы скорее следуем за производителями технологий. Технология может ещё даже окончательно не вышла на рынок, но как правило она у нас появляется. Например, вы говорили про оператора станка с ЧПУ. В России станков с ЧПУ всего 30 процентов, в мире больше, но это не подавляющее большинство, и эта компетенция в WorldSkills уже лет 15. Сейчас новой компетенцией, которая будет выходить в этой отрасли, стала промышленная 3D печать металлом, не обычная, как мы привыкли, из пластмассы, а профессиональная с другими правилами. Например, когда мы говорим про 3D печать, условно говоря, детскую, там никто не рассчитывает прочность, никто не просчитывает риски на то, что там будут различные дефекты и так далее. Это огромная и сложная отрасль. Кстати, на WorldSkills Kazan 2019 мы это покажем. Эту технологию фирма Wender только сейчас запускает как массовую.

Последний вопрос о вас. 2012 год, как вы познакомились с WorldSkills и развили это движение в России?

Это было связанно с появлением Агентства стратегических инициатив. Тогда это был один из проектов, который был заявлен в АСИ как лидерский. В то время я работал в Казани заместителем министра труда. Тогда проходила встреча с Дмитрием Песковым, который сейчас представитель президента, он предлагал Татарстану присоединиться. Вот с этого момента я начал заниматься этой темой достаточно глубоко.

WorldSkills Kazan 2019 — это 45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству, который пройдёт городе Казани c 22 по 27 августа 2019 года. Молодые специалисты из более чем 70 стран приедут в Россию соревноваться за звание лучшего в 51 компетенции.

Беседовал Тимур Галиев