В поисках общего языка: в Казани состоялся Международный конгресс Общества теории музыки

В начале октября в столице Татарстана прошел IV Международный конгресс Общества теории музыки. Форум, главной темой которого стала музыкальная терминология, был организован Обществом теории музыки (ОТМ) – одним из наиболее авторитетных профессионально-общественных объединений музыковедов нашей страны, Казанской государственной консерваторией имени Н. Г. Жиганова совместно с Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Весь цвет мирового музыкально-теоретического сообщества приехал в эти дни в Казань, чтобы попытаться найти взаимопонимание в области музыкальной терминологии, применяющейся в научной литературе в разных странах мира. В конгрессе приняли участие исследователи из ведущих консерваторий и академий, университетов и научных центров России, Германии, Франции, Литвы, Италии, Австрии, Румынии, Болгарии, Беларуси, Казахстана, Бразилии, США и Китая.

Форум стал своего рода подготовкой к EuroMAC – Европейскому конгрессу по музыкальному анализу, который пройдет в Москве в сентябре 2020 года. По словам ректора Московской консерватории Александра Соколова, в преддверии EuroMAC проводится большая работа – организовываются многочисленные форумы, семинары и мастер-классы, иностранным участникам оказывается визовая поддержка.

Охватить и прослушать все доклады конгресса оказалось невозможным – настолько плотным был график. Ученые выступали параллельно в нескольких аудиториях консерватории. Мы постарались погрузиться в атмосферу научных дискуссий и наблюдений, которыми делились, безо всякого сомнения, самые авторитетные ученые мира.

День первый. Насколько мы разные?

Конгресс «Термины, понятия и категории в музыковедении» открылся 2 октября в Малом зале Казанской консерватории. Гостей приветствовал ректор консерватории, профессор Рубин Абдуллин. Он подчеркнул давние дружественные отношения с Московской консерваторией, поздравил коллег с юбилейным 150-м выпуском и пожелал удачи всем участникам конгресса.

С приветствием к аудитории обратился и ректор Московской консерватории, профессор, председатель Общества теории музыки Александр Соколов, поблагодаривший ученых, которые поддержали конгресс своим участием, и отметивший своевременность этого мероприятия. Он также отметил тесное сотрудничество с Казанской консерваторией: «У нас живой обмен опытом и методиками, замечательная научная школа, которая совмещает работы двух консерваторий. И, конечно, творческие проекты Московской консерватории, которая с радостью принимает участников из Казани».

Речь произнес также заместитель председателя ОТМ, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Казанской консерватории, профессор Александр Маклыгин, который рассказал о грядущей работе конгресса.

Пленарное заседание началось с выступления доктора искусствоведения Александра Сергеевича Соколова с докладом о проблеме толкования понятия «музыкальная форма». Продолжил заседание доктор искусствоведения Александр Львович Маклыгин. Его выступление было посвящено становлению национальных музыкальных культур в советский период.

Особо интенсивная дискуссия возникла после сообщения доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяны Ивановны Науменко «”Новый день застал нас неготовыми… ”: научный термин в эпоху сближения культур».

Доклад вызвал немало вопросов о разности понимания терминологии в Европе и России, об актуальности советских музыковедческих трудов за рубежом. В процессе дискуссии была поднята проблема фактически массового переезда из России талантливых музыковедов и исполнителей, и, как следствие, нехватки профессиональных педагогических кадров. «К этому мы тоже оказались не готовы…», — признался А.С. Соколов.

Дэвид Хаас, профессор Университета Джорджии, США: «Из советских музыкально-теоретических трудов я читал Асафьева — «Симфонические этюды», я хочу заняться изучением русских музыкальных трудов, они отличаются от наших…».

Об известности отечественных трудов за рубежом высказалась доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Валентина Николаевна Холопова: «Советские труды не распространены в Европе. Мы знаем об их трудах, а они про наши – нет».

О разнице между отечественной и европейской традициями рассказала профессор Университета Париж-8 Сорбонна Иванка Стоянова: «В России высокий уровень педагогики и сильная традиция музыковедческого образования. Примером могут служить труды Чайковского, Танеева, Римского-Корсакова, которые изучают в разной степени все русские музыканты. Это дает хорошую базу, общий теоретический фундамент. На Западе такого нет. Каждый сам выбирает то, что хочет изучать, но за каждую дисциплину студент платит. К примеру, во Франции в этом смысле происходит вымирание…Пьер Булез учился год у Мессиана, также как и Карлхайнц Штокхаузен, Жерар Гризе. На Западе есть свобода выбора, но нет четкой системы образования».

Пленарное заседание закончилось докладом доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Светланы Ильиничны Савенко «Новейшая музыка и способы ее описания». Затем работа конгресса была распределена на три секции: «Концептуальные основы в исследованиях новейшей музыки», «Понятийный аппарат и терминология в изучении лада и гармонии», «Понятия и термины в междисциплинарном пространстве».

Секции. Живой интерес вызвал доклад профессора Университета музыки и театра им. Ф. Мендельсона-Бартольди в Лейпциге и Университета музыки и исполнительского искусства в Вене Гезины Шрёдер на тему «Мультимедиа перформансы, создаваемые женщинами. Модель подхода к изучению последних композиций Джулии Михай и Ягоды Шмытки».

Гезина Шрёдер: «В Польше меня попросили внести вклад в исследование традиций перформанса. Меня заинтересовала Ягода Шмытка и её новаторский подход. В Германии особое место занимает перформанс Джулии Михай, о ней я тоже решила подробно рассказать».

Доклад на актуальную тему «Современная музыкальная нотация» читала Евгения Александровна Изотова — кандидат искусствоведения, доцент, помощник художественного руководителя оркестра «Студия новой музыки» Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Исследователь отметила проблему отсутствия общей классификации современной музыкальной нотации: «В Московской консерватории мы ввели специальный курс по изучению современной нотации для некоторых специальностей. Надеемся, что эта дисциплина войдёт в структуру обучения и в других музыкальных учебных заведений».

Внимание аудитории держала исследователь Лора Э. Кеннеди – профессор Университета Фермана. Она выступила с докладом на неожиданную для американского ученого тему «О специфике советского танца: «Золотой век» и балетное наследие России».

Лора Кеннеди: «Во время работы над диссертацией о творчестве Шостаковича я заинтересовалась советским балетом и его параллелями с постановками Дягилева. Мне это показалось действительно важным». Интересной тема показалась и слушателям, которые еще долго задавали вопросы Лоре Кеннеди.

День второй. Слово и музыка.

Секции начали работать с самого утра и проходили гораздо более интенсивно – на долгие споры и обсуждения не всегда хватало времени. Некоторые ученые, которые не смогли присутствовать лично, воспользовались форматом скайп-трансляции для представления своих докладов.

С пленарными докладами в Малом зале консерватории выступили Константин Владимирович Зенкин – доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского («Проблемы терминологии исторического музыкознания») и Ирина Петровна Сусидко – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой аналитического музыкознания Российской академии музыки им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания («Терминологические обозначения жанров: историческая аутентичность и/ или систематика»).

Дискуссионный процесс плавно перешел к презентации журнала «Вестник СПбГУ. Искусствоведение», который представил главный редактор издания Алексей Анатольевич Панов. Он обозначил ряд вопросов, касающихся публикаций в научных журналах. Презентация оказалась настолько захватывающей, что эстафету приняли Казанская и Московская консерватории. К. В. Зенкин и А. Л. Маклыгин с удовольствием представили публике научные журналы своих вузов.

Вечером в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева состоялся концерт «Страницы музыкальной классики». Для казанской публики, гостей и участников конференции выступили Хор студентов под управлением заслуженного деятеля искусств России Владислава Лукьянова, Симфонический оркестр Казанской консерватории под управлением Евгения Афанасьева, народный артист России Рубин Абдуллин, лауреаты международных конкурсов Екатерина Лейдер (сопрано), Николай Винтер (труба), Карина Горбанова (орган).

После концерта участница конгресса, доцент Московской консерватории Елена Владимировна Ровенко особо оценила выступление хора, а Валентина Николаевна Холопова выразила своей восхищение игрой органиста Рубина Абдуллина.

День третий. Встречи и впечатления.

Предпоследний день работы конгресса показал его подлинную демократичность – наравне с известными учеными, профессорами и докторами наук в работе форума приняли участие студенты, магистранты и аспиранты консерваторий и университетов России, Беларуси и даже Бразилии.

В Органном зале консерватории прошла творческая встреча с ректором Московской консерватории Александром Соколовым. Любой желающий мог не только свободно попасть на неё, но и задать спикеру свой вопрос. Руководитель столичной консерватории рассказал о ежегодных балах выпускников, нововведениях и традициях в вузе, количестве студентов, концертных залах и программах, работах кафедр, поделился опытом создания собственного телевидения в вузе.

Аудитория с неохотой отпустила интересного собеседника – конгресс должен был продолжиться в Малом зале, где прошли завершающие пленарные заседания. Доктор искусствоведения Иванка Стоянова представила вниманию слушателей доклад об основах спектрализма. Выступление взбудоражило исследовательские умы. Гезина Шрёдер задала весьма провокационный вопрос: «Умер ли спектрализм?», на что Стоянова ответила: «В музыке ничего никогда не умирает. Есть плохие сочинения, которые впоследствии исчезают… Спектрализм – это техника, которая позволяет делать все, что угодно».

Настоящим подарком для слушателей стало выступление доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Валентины Николаевны Холоповой «Понятие “мультимедиа” в творчестве Игоря Кефалиди». Присутствующие получили возможность послушать и увидеть мультимедийное произведение современного композитора Игоря Кефалиди – «Some Small Synth» для акустических и электронных звуков.

Четвертый день конгресса подвел итоги – форум завершился круглым столом в Казанской консерватории. Гости конференции продолжили неформальное общение во время экскурсионной поездки на остров-град Свияжск.

Иванка Стоянова о конгрессе: «Доклады, которые я услышала, были очень высокого уровня. Я училась у Валентины Николаевны Холоповой, и для меня было честью выступить с ней на одной сцене. Хочется пожелать Казанской консерватории, чтобы она продолжала выпускать такое количество профессионалов. Очень приятно было находиться здесь среди таких специалистов. Было много молодых ученых, которые с интересом слушали наши лекции – это просто потрясающе

Форум прошел плодотворно. Прийти к единому мнению получалось не всегда, что заставляет задуматься о новых поисках и решениях. И кажется, это снова многоточие.

Репортаж подготовила Майя Швецова,
партнёрская заметка Казанской государственной консерватории и. Н.Г. Жиганова