WorldSkills Kazan 2019: у стенда компании Татнефть

Компьютерные игры — это серьёзно 2. Российский вариант

В прошлом выпуске мы поговорили с главным экспертом WorldSkills в компетенции “3D моделирование для компьютерных игр” Майком Спенсом (Mike Spence) из Великобритании. Тогда мы узнали как эта профессия появилась на международных соревнованиях WorldSkills. Сегодня же мы бы хотели познакомить наших читателей с другим нашим собеседником, тоже непосредственным участником соревнований, студентом Казанского техникума информационных технологий и связи, волонтёром, а самое главное, бронзовым призёром WorldSkills Russia, Ильгизом Фатхуллиным. В интервью 3D дизайнер рассказал о своём пути в 3D моделирование, поведал о том, что необходимо, чтобы попасть в эту индустрию, разъяснил некоторые тонкости профессии, а также отметил плюсы художественного образования и умения рисовать.

На фото: бронзовый призёр WorldSkills Russia, Ильгиз Фатхуллин. WorldSkills Kazan 2019. Фото Игорь Галиев/Город А.

Почему вы решили участвовать в WorldSkills?

Я узнал об этом движении у себя в техникуме и решил попробовать себя, изучал различные компетенции и в итоге остановился на “3D моделировании для компьютерных игр”.

До этого вы, наверное, делали новые скины, текстур-паки, новые анимации или даже какие-то полноценные моды для игр?

Нет, я просто играл. Даже если что-то и делал, то это совсем уж минимум-минимум. Плюс ко всему, сейчас практически всегда используется захват движения для анимации, потому что это гораздо проще и выглядит более реалистично. Обычный геймер такое не сделает.

Вы учились 3D дизайну, CAD или чему-то вроде этого?

Нет, я просто учился, был отличником, а потом у нас техникуме прошёл региональный этап WorldSkills и там я уже узнал об этом движении. С того момента я стал изучать всё это с нуля.

И на кого вы учитесь?

Учился я по специальности “Компьютерные системы и комплексы”, то есть техник-программист. Если есть хорошие учителя, тренеры и эксперты, то на самом деле в центре компетенций можно вообще любую специальность изучить с нуля. Не умея рисовать, не имея знания анатомии, можно изучить всё полностью. Просто приходишь, и если тебя берут, то начинаешь заниматься и там уже ты постепенно всё изучаешь.

Получается, что для людей с мозгами и талантом сложных профессий не существует?

Не совсем так. Если у тебя есть талант и ты его не развиваешь, то какой смысл от него? Есть люди, которые не имея таланта добились многого, а есть талантливые люди, которые не добились ничего. Всё-таки упорство, тренировки и полное погружение имеют гораздо большее значение.

Когда вы попали на национальный этап?

В этом году в мае я участвовал на нацфинале и занял там третье место.

То есть сейчас вы ожидаете отбор в расширенную сборную WorldSkills?

Я надеюсь, что меня возьмут. Я не помню какой отрыв был по 100 бальной системе, но по 700 бальной разница была где-то в 2-3 бала. Пока ещё ничего не известно.

В чём тогда заключалось ваше задание?

На нацфинале нам нужно было сделать кентавра и на выполнение задания у нас было три дня. Задание состояло в том, чтобы с помощью референсов, которые нам дали, создать своего персонаж. То есть провести поиск идей, сделать скетчи, потом на основе скетчей сделать концепт-арт, то есть уже проработанный рисунок финальной модели. А потом уже по этому концепту воссоздать всё в 3D. После этого нужно было сделать скелет, чтобы иметь возможность анимировать персонажа и закинуть в движок. Ещё было текстурирование. Всё нужно сделать так, чтобы в уже самой игре правильно лежали текстуры, всё отображалось и двигалось. То есть все этапы работы от идеи до готового персонажа.

Вы здесь помогаете в качестве волонтёра. Это чтобы иметь возможность всё время оставаться в теме?

Просто решил посмотреть как всё будет проходить на мире. Здесь люди более высокого уровня, мне интересно как они всё делают, интересно посмотреть на их работу. Тоже такая подготовка, можно сказать. Например, если посмотреть как работают наши где-то можно, то иностранцев уже вряд ли где-то увидишь.

Что нужно чтобы получить работу в игровой индустрии?

Нужно прокачивать свой скил, создавать хорошее портфолио, но ещё нужно учитывать специфику. Допустим, что вы хотите попасть в компанию, которая делает каких-нибудь мифических существ вроде эльфов или огров, то вам нужно работать именно над этими моделями. Если вы хотите работать с теми компаниями в чьих играх больше высоких технологий и различного оружия, то вам нужно рисовать именно это. Если вы делаете животных и людей, но хотите работать в компании, где делают технику и оружие, вас вряд ли примут. Поэтому нужно выбирать определённую сферу. Тут как, например, у кондитеров в ресторанах — они же не готовят супы или салаты — они делают пирожные и десерты. Разное приготовление, разные методы, как и у нас.

Делать персонажей и делать уровни – это тоже разные специальности?

Да, это на самом деле разные вещи, потому что у персонажей есть свои особенности вроде анатомии или пропорций. А уровни, то есть окружающий мир, там уже идёт архитектура, постройка своих определённых элементов, другие анимации. Один специалист не может учесть и проработать все эти мелочи. Везде есть свои нюансы и сложности. Даже если смотреть на вакансии, то для этого специально ищут левел-дизайнера, который делает только уровни, то есть местность и здания.

В России всё же больше делают мобильные игры, нежели полноценные проекты. Как думаете?

В России не особо много студий, которые производят хорошие игры с нуля, которые к тому же готовы брать молодых людей. Опять-таки в России всё, что связано с 3D только развивается, и если вы делаете что-то хорошо и добиваетесь определённых успехов, то вас точно заметят и вы сможете найти себе работу. Здесь можно делать и 3D-сканы людей или моделирование ювелирных изделий, есть ещё 3D печать и многое другое, это всё близкие специальности и всем этим тоже можно заниматься. А мобильные игры просто приносят больше денег и в этой индустрии проще зарабатывать.

Получается, что с вашими навыками можно перейти и в другие профессии, связанные с 3D?

Да, например, если брать магазины “Берёзка” или OBI, они тоже делают 3D модели и VR. Это в принципе тоже самое, просто здесь, скажем, более определённая специальность. Это везде может пригодиться.

Вы выкладываете свои работы на различных сайтах вроде ArtStation?

Да. Это что-то наподобие YouTube, то есть ты делаешь свой контент и выкладываешь его, чтобы другие могли его оценить, а также чтобы работодатели могли найти тебя по этому сайту.

На ваш взгляд что такое успешная карьера в этой индустрии?

Мне кажется, что хорошая карьера — это работа в месте, где вам нравиться работать и где вас всё устраивает. У каждого человека свои требования, кому-то нужно только 30 тысяч, а кто-то хочет зарабатывать миллионы. И ваши цели во многом зависят от желаний и амбиций. Главное, чтобы было комфортно работать. Некоторые люди хотят попасть, например, в Blizzard, а некоторые в CD Projekt RED только потому что они сделали “Ведьмака”, а это игра года, и именно поэтому они хотят туда попасть. Всё зависит от желаний.

Нужно ли получать художественное образование, чтобы этим заниматься?

Конечно, желательно иметь художественное образование, потому что вы будете знать анатомию, будете знать как рисовать какие-то определённые черты, как выглядит череп, как рисовать кисти и другие нюансы. Без этого сложно, но возможно, хоть и придётся попотеть. Так что художественное образование приветствуется.

Беседовал Тимур Галиев