First_flight

Братья Райт — пионеры авиации и патентного троллинга

Как братья Райт боролись с прогрессом в самолётостроении

Братья Уилбур и Орвилл Райт вошли в энциклопедии и учебники истории как изобретатели планера, а также первого в мире управляемого самолёта с двигателем, способного к полёту. Конечно, они не были первыми, кто сумел построить экспериментальный самолёт и полететь на нём, но они были первыми, кто смог управлять самолётом в воздухе. Они научились контролировать полёт при помощи гаширования крыльев. Наблюдая за птицами, Уилбур Райт заметил, что птицы немного меняют угол окончаний своих крыльев, чтобы повернуть в какую-либо сторону. Этим заключением братья Райт сделали большой шаг вперёд для всей авиации и немногим позже открыли метод управления планёром в трёх осях вращения (крен, тангаж и рыскание), который используется на всех современных самолётах. А 17 декабря 1903 года братья совершили первый удачный полёт на самолёте с двигателем. Однако всю оставшуюся жизнь изобретатели посвятили тому, чтобы другие изобретения в самолётостроении не появились. В этом им помог государственный патент № 821393 на их “Летающую машину” (без двигателя) от 22 мая 1906 года.

Запатентованная технология “Летающей машины” была очень важна, однако даже в то время было весьма сложно назвать что-то подобное полноценным транспортным средством. И вместо того, чтобы пустить свой талант на улучшение своих разработок и строительство более совершенных летательных аппаратов, братья начали досаждать судебными тяжбами своим конкурентам. Таким образом они стали пионерами не только авиации, но и патентного троллинга.

Большую часть важнейших нововведений в области авиации изобрёл главный конкурент братьев Райт – Гленн Кёртисс. Примечательно, что братья Уилбур и Орвилл после того, как провели свой первый публичный управляемый полёт, больше никогда его не повторяли. Вместо дальнейших разработок и показательных полётов они запатентовали свою технологию и ревностно охраняли свои идеи, в то время как Гленн Кёртисс продолжал совершенствовать свои технологии и проводил полёты без боязни, что другие люди “украдут” его идеи.

Glenn_Curtiss
Гленн Кёртисс на мотоцикле собственного производства в 1907 году

В итоге в первой декаде двадцатого столетия Кёртисс значительно обошёл братьев Райт с технической точки зрения. Фактически, чтобы обойти их патент и не использовать метод перекашивания, он разработал свой собственный способ управления полётом – он оснастил крылья своего самолёта подвижными частями, которые одновременно отклоняются в разные стороны. И в 1911 году зарегистрировал патент на элероны. С их помощью управляются все современные самолёты.

Farman_biplane
Биплан Farman HF.20 1912 года. Элероны свисают в состоянии покоя и принимают нужное положение при помощи тросов.

Однако братья Райт решили, что его метод управления самолётом работает по их запатентованному принципу, что его элерон нарушает их авторские права и посчитали, что это стоит обращения в суд. Всю свою энергию они направили на судебные разбирательства, в то время как Кёртисс больше интересовался совершенствованием технологий полётов, нежели патентами и судебными заседаниями. Несмотря на то, что ему приходилось тратить целые состояния на разбирательства с Райтами, он сумел существенно облегчить авиационный двигатель и создал гидроплан, способный взлетать и садиться на воду.

Тем не менее, если битву за изобретения он выиграл, то в сражениях на юридическом поле он потерпел грандиозное поражение. В конце концов, американские суды постановили, что ни один из его проектов не может быть выведен на рынок и продан на законных основаниях, если он не получит лицензию от братьев Райт и не заплатит им 20% отчислений с каждого проданного своего самолёта. Он мог конструировать любые новые виды летательных аппаратов, но не мог продать их на рынке. “Патентные тролли” не хотели продавать ему лицензию.

Благодаря предоставленной государством монополии, фирма братьев Wright Company стала единственным производителем самолётов на территории Соединённых Штатов. Как и у многих других компаний, рынок которых искусственно защищён от конкуренции, у братьев Райт не было стимулов для улучшения своего продукта. Они богатели, в то время как прогресс авиации в их стране практически прекратился.

И Кёртисс был не единственным в своей юридической борьбе. Братья Райт подавали иски даже на конструкторов и авиаторов из Европы: немецкие суды отклоняли иски Райтов, в то время как французские суды вставали на их сторону. Постоянная угроза получения исков от юристов Wright Company и опасения финансового преследования заставили многих конструкторов, проглотив свою гордость, покупать у братьев лицензию и выплачивать им отчисления с продаж своей техники.

В результате действия патентной защиты к началу участия США в Первой мировой войне в 1917 году американская авиация сильно отстала от немецкой — в Германской империи инженерам не было нужды соблюдать условия братьев Райт, согласно решениям немецких судов, монопольная защита Wright Company там не действовала. Таким образом страна, которая первая в мире изобрела самолёты с двигателем, стала закупать их у других стран. В итоге в правительстве США поняли, что их самолёты никуда не годятся и решили закончить патентную войну. Этим вопросом занялся молодой, рвущийся к креслу президента, политик Франклин Делано Рузвельт.

Государство практически аннулировало патент Райтов на “Летающую машину” и сократило выплаты Wright Company с 20 % до 1 %, а право продавать и удерживать лицензии у неё отобрали. К этому времени Уилбур уже умер, а Орвилл продал фамильную компанию в 1915 году. Он сколотил большое состояние, однако всё так же ничего нового не изобретал, а затем подался в авиационные чиновники.

После того, как с искусственной монополией Wright Company было покончено, в США начался бум авиационной промышленности. Причём многие разработки уже давно были изобретены, но благодаря защите интеллектуальной собственности искусственно не могли выйти на рынок. В случае с братьями Райт патентное право не поспособствовало научному прогрессу, а лишь затормозило его.

Несмотря на то, что братья Уилбур и Орвилл Райт остались в учебниках истории, в науке и на рынке победил Гленн Кёртисс и другие изобретатели. В 1929 году его компания Curtiss Aeroplane and Motor Company объединилась с Wright Company, образовав Curtiss-Wright Corporation, которая и сегодня выпускает авиатехнику. И фамилия Кёртисс в её названии первая.

Сегодня важно знать не только про первый полёт Райтов, но и годы бесполезных и вредных юридических конфликтов из-за патентов, в которые братья втянули основанную ими же индустрию и не только в Америке.

Материал подготовил Тимур Галиев