Рубрики
Все заметки Гитара Гитара классическая Главная тема Интервью/Interview Казань Музыкальная жизнь/Musical life Россия Татарстан Топ-темы

Айнур Бегутов: создать что-то гораздо проще, нежели поддерживать планку

В преддверии XIII Международного фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» мы предлагаем вашему вниманию интервью с основателем и художественным руководителем проекта, заслуженным артистом Республики Татарстан и Республики Дагестан Айнуром Бегутовым, которое мы провели сразу после завершения гала-концерта на предыдущем фестивале. В интервью для «Город А» музыкант рассказал как проходит подготовка к фестивалю, ради чего проводятся концерты, поделился планами на будущее, а также поведал о том, что стоит за высокой мечтой.

Каковы ваши впечатления от прошедших мастер-классов и концерта? У вас очень плотный график. Было время отрепетировать или вы сразу вышли с мастер-классов на сцену?

Было какое-то время, но не так чтобы мы прямо сели и всё это учили. Выкраивали по крупинкам время, но ребята все профессионалы — собрали сочинения, и вы сами слышали как всё прозвучало. Какие впечатления? Всегда перед каким-то событием, особенно если это событие долгожданное, есть ожидание чего-то. И вот это само ожидание, предвосхищение того, что сейчас произойдёт, оно, наверное, всё-таки на первом месте. Однако, когда ты понимаешь, что всё это уже случилось, как бы внутренне у меня сейчас идёт такой долгий выдох. Это личные ощущения (смеётся). Мне, думаю, сложнее гораздо, поскольку в роли организатора приходится контролировать многие вопросы, дёргать за многие ниточки. И роль исполнителя достаточно непроста, нужно ведь ещё и на сцену выходить, поэтому выдох у меня сейчас ещё сильнее. Я был в зале во втором отделении, видно, что публика довольна, людям концерт понравился, и это — главное. Самое важное — это то, для чего пришли люди и то, с чем они ушли. Всё-таки организация любого мероприятия, на мой взгляд, подразумевает, что человек придёт на него с одними мыслями и настроением, а уйдёт совершенно с другими. Это важно. И самое главное, чтобы этот эмоциональный заряд при выходе с площадки, с концерта в любом случае был положительным. У каждого будут разные чувства: ощущение радости, ощущение подъёма, надежда, даже мимолётное счастье. Важно, чтобы это было, иначе смысла проводить что-либо нет. А когда видишь, что зал встаёт, когда ты видишь улыбки людей, это говорит о том, что всё, что ты делаешь, не напрасно и есть отдача. Это и есть настоящее счастье от того, что ты существуешь, от того, что ты делаешь. Это то, ради чего ты живёшь. Артист, выходя на сцену, должен привносить в этот мир что-то обязательно позитивное. Кто-то поражает публику своей фееричностью, филигранностью техники, кто-то глубиной, у кого-то полёт души. Я думаю, что объединив четыре абсолютно разных амплуа каждого исполнителя, нам удалось создать что-то цельное, и в конце произошёл эмоциональный взрыв.

В марте 2019 года в Казани прошёл Международный фестиваль "Классическая гитара в XXI веке"
XII Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», 23 марта 2019 года.

Немного о мастер-классах. Французский гитарист Филип Муратоглу отметил, что у российских воспитанников очень высокий уровень подготовки и понимания. Можно даже сказать, по сравнению с Францией. А вы как считаете?

Я думаю, что это — работа не одного дня, не одного месяца, но многих лет. Здесь нет случайных людей. Начнём с того же Филипа Муратоглу — музыкант высочайшего уровня. Антон Баранов — победитель одного из самых престижных конкурсов в мире GFA (международный конкурс исполнителей на классической гитаре, проводимый Гитарной ассоциацией Америки). Павел Кухта — солист Белорусской филармонии. Здесь в любом случае отбор, здесь идёт отбор по личностям. То есть музыкант не просто приезжает, играет, мы пожимаем друг другу руки и расходимся. Нет, мы обговариваем все детали: что мы можем дать на мастер-классах, на лекциях и презентациях. Обязательно составляем программу, причём она должна вписываться в контекст того, что задумано к исполнению в этом году. То есть каждый год нужно планировать что будет дальше. Ещё до окончания фестиваля, уже есть новые мысли, что нужно сделать в следующем. Потому что из года в год мы выступаем с оркестром, и за эти двенадцать лет основной репертуар уже переигрался. Поскольку этот проект не проходящее мероприятие — фестиваль существует уже более десяти лет, к нему готовишься не только финансово, но и, самое главное, эмоционально. Каждый раз нужно представлять программы, которые восхищали бы публику. Сегодня, например, были две премьеры. Это к тому, что вы сказали про уровень. Мы его задали много лет назад. Согласитесь, создать что-то гораздо проще, нежели поддерживать планку. Что касается самого конкурса и его уровня, есть определённые требования и критерии. Подразумевается, что, если кто-то подаёт заявку для участия в этом конкурсе, он уже соответствует всем заявленным требованиям. К примеру, обязательно нужно подготовить произведения разных стилей, разных эпох. Это отсеивает тех потенциальных участников, которые ещё не готовы сюда приехать. Также есть и стимулирующие факторы. Например, лауреат конкурса играет на концерте в рамках следующего фестиваля, ему вручают мастеровую гитару, скажем, очень дорогую, и немаленький призовой фонд. Это подталкивает приезжать сюда не только студентов училищ, хотя были и студенты, на фестиваль приезжают музыканты из старших групп, которые уже завершили стадию становления в стенах музыкально-образовательных учреждений и уже являются солистами с большим именем.

В марте 2019 года в Казани прошёл Международный фестиваль "Классическая гитара в XXI веке"
XII Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», 23 марта 2019 года.

Каковы ближайшие планы по фестивалю?

Самый ближайший план — отдохнуть (смеётся). Это самая естественная потребность, наверное, даже не столько эмоциональная, сколько физическая. Конечно, идей много, но всё зависит от обстоятельств, например, от поддержки проекта. Есть люди, живущие сегодня рядом с нами, которых можно назвать феноменами музыкального мира, какими в своё время были Сергей Рахманинов, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. Можно долго продолжать, история полна такими именами, как Пако де Лусия в музыке фламенко или Джон Маклафлин в классической гитаре… Хотя «классическая гитара» — неправильное понятие. Есть статус академического инструмента, а это уже как какое-то клише, привязанное к этому инструменту. Есть академические инструменты, а есть народные. Гитара, о которой мы говорим, по своему статусу академическая. И возвращаясь к тем топовым исполнителям, которые играют на гитаре с академическим началом, конечно, хотелось бы познакомить казанского слушателя с такими исполнителями, как Дэвид Рассел, Пепе Ромеро и Кадзухито Ямасита. Хочется в это верить, потому что, когда вы мечтаете об обыденности, это планы, а когда вы мечтаете о том, что вряд ли сбудется, то это действительно мечта, к которой хочется идти и расти вместе с нею. Я думаю, что если Казань когда-нибудь примет такого музыканта, как Казухито Ямасита, а это действительно феномен, то тогда не то что со ста, но с тысячепроцентной уверенностью можно сказать — это история! История не на десятилетия, а на века! Да, мечтать надо о большом!

В этом году организаторам фестиваля удалось пригласить в Казань одного из самых прославленных и неординарных виртуозов классической гитары в мире — 13 марта на сцене ГБКЗ им. С.Сайдашева выступит легендарный Казухито Ямасита.

XII Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», 23 марта 2019 года. Источник: YouTube-канал Айнура Бегутова.
В марте 2019 года в Казани прошёл Международный фестиваль "Классическая гитара в XXI веке"
XII Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», 23 марта 2019 года. В проекте принимал участие оркестр «Новая музыка» (Россия) под управлением дирижера Анны Гулишамбаровой.

Интервью с французским гитаристом Филипом Муратоглу

Материал подготовил Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев