Коронавирус не живёт на поверхности бумажных газет: пористые поверхности безопасны, а газетная бумага является наиболее безопасной из-за стерильности чернил и особенностей технологического процесса изготовления бумаги.

Коронавирус не живёт на поверхности бумажных газет

Чтобы развеять миф, который продолжает распространяться, мы решили обратиться к научным исследованиям, связанным с передачей коронавируса через различные поверхности, в частности через газетную бумагу и бумажные изделия. Никаких передач вируса этим путём зафиксировано не было: пористые поверхности безопасны, а газетная бумага является наиболее безопасной из-за стерильности чернил и особенностей технологического процесса изготовления бумаги. Для подтверждения этого существует достаточно убедительных доказательств. Помимо этого, издатели принимают всевозможные меры предосторожности при доставке.

По словам ведущих мировых врачей и учёных, ещё не было зарегистрированного ни одного случая передачи вируса COVID-19 через печатную прессу, журнал, бумажное письмо или упаковку.

Что показывают научные исследования?

Вот что говорит ВОЗ о том, безопасно ли получать посылку из района, в котором сообщалось о выявлении коронавируса: «Вероятность передачи вируса COVID-19 через товары, которые перевозились в различных условиях и температурных режимах, является низкой».

Центры по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC) сообщают, что человек “возможно” заразится COVID-19 после касания поверхности, на которой находится вирус, «но это не основной способ передачи вируса».

Заявления ВОЗ и CDC звучат как защита от возможных негативных сценариев, что очень разумно в наше время. Тем не менее факт остается фактом, ещё не было случаев передачи вируса через печатные материалы.

Опубликованные в Медицинском журнале Новой Англии исследования, проведённые Национальными институтами здравоохранения США, CDC, Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе и Принстонским университетом, показали, что вирус может сохраняться на различных поверхностях как несколько часов, так и несколько дней. Среди аэрозолей, пластика, нержавеющей стали, меди и картона самые низкие риски передачи вируса были у меди из-за её атомной структуры и у картона, предположительно, из-за его пористой природы. (В журнале The Economist есть шикарный график, иллюстрирующий эти показатели.)

Подчеркивая, что вирус лучше всего распространяется при передаче аэрозолями, исследователи повторили этот эксперимент и измерили, как долго эти капли остаются заразными на различных поверхностях.

Дольше всего коронавирус сохраняется на гладких непористых поверхностях. Исследователи обнаружили, что после трёх дней нахождения на пластике и нержавеющей стали вирус по-прежнему жизнеспособен. Исследователи говорят, что на самом деле всё не так плохо, как кажется на первый взгляд, поскольку сила вируса быстро снижается при воздействии воздуха. Поскольку вирус теряет половину своего потенциала каждые 66 минут, то после трёх часов с момента, как он окажется на какой-либо поверхности, он становится заразен лишь на одну восьмую. А шесть часов спустя его жизнеспособность составляет всего 2% от первоначальной.

Вирус становится нежизнеспособным после 24 часов на картоне. Также хорошие новости в том, что при контакте с воздухом, жизнеспособность вируса падает, как при нахождении на пластмассовой поверхности, так и на нержавеющей стали.

Коронавирус не живёт на поверхности бумажных газет.пористые поверхности безопасны, а газетная бумага является наиболее безопасной из-за стерильности чернил и особенностей технологического процесса изготовления бумаги.
Коронавирус не живёт на поверхности бумажных газет: пористые поверхности безопасны, а газетная бумага является наиболее безопасной из-за стерильности чернил и особенностей технологического процесса изготовления бумаги.

Так как газетная бумага ещё более пористая, чем картон, то время жизни вируса на ней, по-видимому, ещё короче.

В заметке, опубликованной 13 марта в газете «Вашингтон пост», автор Джоэл Ахенбах (Joel Achenbach) описал это исследование более понятным языком:

«Находясь на неживой поверхности, вирус постепенно утрачивает способность возбудить инфекцию. Например, он может просто высохнуть. Также он может деградировать под действием ультрафиолетового излучения Солнца. Если кто-то чихнёт на какую-нибудь поверхность, он может оставить на ней тысячи частиц вируса, которые могут оставаться жизнеспособными в течение нескольких дней. Тем не менее вероятность того, что другой человек соприкоснётся с остатками вируса, со временем снижается, потому что большинство инфекций становятся результатом большой вирусной нагрузки».

Доктор биологических наук, профессор кафедры вирусологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Летаров в интервью для портала “ПостНаука” заявил:

«Известно, что максимальное время сохранения вируса — девять суток — именно столько коронавирус способен существовать на неживой поверхности. И это, как было сказано выше, не означает, что в течение восьми дней все вирионы живы, а на девятый одновременно разрушатся: убывать они будут постепенно (в первом приближении по экспоненциальному закону со временем полужизни 0,5‑1 час). Причём скорость инактивации может меняться в зависимости от разных факторов, таких как тип поверхности, температура, влажность, наличие прямого солнечного света и др. По-видимому, посылки из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, безопасны — как минимум, подтвержденных случаев заражения через посылку не было».

Также он отметил, что на коже рук коронавирус сохраняется гораздо меньше по времени, чем на неживых поверхностях, так как выделения сальных желез губительны для оболочки коронавируса. Ещё он добавил, что необходимая для заражения доза, не очень велика, однако пока неясно, сколько именно вируса нужно — требуется ещё время для исследований.

Эксперт по инфекционным заболеваниям Корнельского университета Гэри Уиттакер (Gary Whittaker) заявил The Post, что для проникновения сквозь естественную защиту человека обычно требуется “целая армия вирусов”, то есть вероятность передачи вируса через контакт с поверхностями крайне мала.

Непосредственно про газеты упомянул в интервью для BBC Radio Scotland от 10 марта вирусолог Центра Джона Иннеса (John Innes Centre) в Соединенном Королевстве Джордж Ломонософф (George Lomonossoff), который использует молекулярную биологию для изучения строения вирусов и их свойств, развенчал идею передачи коронавируса через газетную бумагу: «Газеты довольно стерильны из-за особенностей технологического процесса печати и подготовки бумаги. Традиционно люди едят рыбу с картофелем фри с газет именно по этой причине. Чернила и процесс печати делают газеты практически стерильными. Шансы подхватить инфекцию таким способом бесконечно малы».

Какова реакция издателей?

Действия издателей печатных СМИ в ответ на опасения, выраженные или невыраженные, по поводу газетной бумаги:

  • Доставка на дом: На первичном уровне они предоставляют дезинфицирующее средство для рук и салфетки персоналу по доставке. Персонал оставляет газеты за пределами зданий.
  • Газетные киоски и раздача с рук: Поставки перчаток, масок и дезинфицирующих средств для газетных киосков, распространителей и уличных продавцов для защиты своих работников.
  • Уведомления о печатном процессе: Две недели назад в печатной версии The Wall Street Journal стали указывать, что процесс производства бумаги и печати практически полностью автоматизирован, поэтому риски крайне малы.
  • Интернет-версия газеты: Из-за предосторожности издатели делают упор на свои услуги в цифровой сфере для тех, кто все ещё имеет предубеждения о газетной бумаге. В некоторых отелях уже предлагают вместо ожидания появления бумажной версии посетить интернет-страницу издания.
  • Полиэтиленовая упаковка: Интересным моментом, всплывающим в этой теме, является полиэтиленовый пакет. В последние годы многие издатели сокращают объёмы производства пластика, хотя на некоторых рынках пластик может быть необходим для обеспечения качественной доставки в магазины и на дом. Однако, стоит заметить, что также ещё нет примеров заражения коронавирусом через пластик.

Другими словами, в дополнение к научным исследованиям пористых поверхностей и особой стерильности газетной бумаги издатели предпринимают дополнительные шаги, чтобы гарантировать, что до печатных изделий не будут дотрагиваться незащищенными руками до того момента, пока они не окажутся у покупателя.

Исполнительный директор международной ассоциации новостных медиа INMA (International News Media Association) Эрл Джей Уилкинсон (Earl J. Wilkinson) написал:

«Мне не понятно почему некоторые СМИ заранее не проинформировали своих читателей о новых данных о «невозможности передачи вируса через печать». Есть несколько случаев, когда издатели посылали обнадёживающие сообщения читателям только, чтобы в результате увидеть отменённые подписки на их газету. Я могу только предположить, что их читатели никогда и не задумывались о возможности передачи вируса через печать, пока издатель сам не написал об этом. Напротив, теперь я слышу, что издатели разрабатывают новые тезисы для своих заявлений, пока их читатели спрашивают о вероятностях передачи вируса через прессу».

Выводы

Все научные данные свидетельствуют о том, что пористые бумажные поверхности, к которым относится и газетная бумага, безопасны от коронавируса:

  1. Не было зарегистрировано ни одного случая передачи COVID-19 через газетную бумагу.
  2. Ранние научные исследования по передаче вируса через контакт с неживыми поверхностям предполагают, что на пористых поверхностях вирус обладает самым низким потенциалом и живёт в течение кратчайшего периода времени.
  3. Газеты даже ещё более стерильны из-за чернил и особенностей процесса печати.
  4. Издатели защищают своих клиентов при помощи вышеперечисленных мер безопасности на типографиях, в распределительных центрах, газетных киосках и при доставке на дом.

Хочется добавить, что необоснованным страхам и слухам всегда должны противопоставляться научные данные.

Материал подготовил Тимур Галиев