На фото: профессиональный яхтсмен и инструктор-преподаватель Даниил Деянов.

Море впечатлений: гонки под парусом

Вспоминаем как на акватории реки Казанки проходила битва сильнейших яхтсменов страны.

Гонки под парусом

Этим летом, с 21 по 30 августа, на акватории реки Казанки прошёл II этап крупнейшего проекта России в парусном спорте «Национальная парусная лига». Турнир проходил в двух дивизионах лиги: Высший и Премьер. Этап 2020 года посвящён 75-летию победы в Великой Отечественной войне и 100-летию образования ТАССР.

От Татарстана в гонках приняли участие четыре команды: ALGA Tatarstan и RMD в Высшем дивизионе, а также «Химград-Казань» и ActiveMapSailing в Премьер дивизионе. Всего в Премьер дивизионе участвовало 12 команд: спортсмены из Казани, Набережных Челнов, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Сочи, Владивостока и Снежинска. В Высшем дивизионе соревновались 19 команд, в том числе Казанские. Все соревнования проходят на одинаковых яхтах класса J70.

В высшем дивизионе золото взяла команда Чеченской Республики «Ахмат» под руководством Александра Божка, серебро увезла команда Calipso из Туапсе с Максимом Тарановым на руле, бронза досталась команде Президента Всероссийской федерации парусного спорта Владимира Силкина X-Fit (Москва). В Премьер дивизионе первое место заняла московская команда Bars Sailing Team под руководством Карена Степаньяна, второе место досталось тоже московской команде CARAMBA! под началом Алексея Знаменского, третье — петербургской команде ZigZag с Миленой Никитиной на руле.

Стиль Яхтинг

В Премьер дивизионе выступают спортсмены-любители ради удовольствия. Участвовать в гонках Премьер дивизиона могут абсолютно все. Единственное условие — на руле не может находится профессиональный яхтсмен. В Высшем дивизионе соревнуются более сильные спортсмены, в большинстве своём участвующие в олимпийских играх. У них более жёсткая манера гонок и они больше настроены на победу.

— Любители гоняются по кайфу, но они также соблюдают все правила. Что касается профессионального спорта, то профессиональные гонщики в основном все пришли из олимпизма и настроены на победу. Если вы придёте на гонки именно Высшего дивизиона, то вы увидите, что у них более жёсткая манера гонок, более резкая, у них выше скорость и больше протестов, больше крика на воде. Разница между любительским и профессиональным спортом заметна сразу — объяснила координатор проекта «Национальная парусная лига» Анна Зенкина.

Идея проекта пришла из Германии. В 2014 году под эгидой Всероссийской федерации парусного спорта в 2014 году была проведена тестовая регата, в которой приняло участие 10 команд. С каждым следующим годом увеличивалось количество участников, так в 2015 году состоялось 4 этапа для 16 команд, в 2016 провели уже 6 этапов для 28 команд. В 2017 году из-за большого количества участников было организованно два дивизиона: Высший и Премьер. Количество команд и этапов продолжает расти.

— Сначала было около двадцати команд и они просто гонялись между собой. Однако потом команд стало гораздо больше, а так как лодок у нас всего девять, мы поняли, что в какой-то момент мы просто не справимся с таким количеством участников и придумали Премьер дивизион. Чтобы заинтересовать новых участников, мы решили, что в Премьер дивизион смогут прийти все. Единственное условие — на руле не должно быть профессиональных яхтсменов — это всё-таки любительские соревнования. Но по итогам каждого года три лучшие команды Премьер дивизиона получают право перейти в Высший дивизион. А из Высшего дивизиона соответственно вылетают три команды с последних строчек таблицы результатов. И если они снова захотят попасть в Высший дивизион, им придётся стать одними из лучших в Премьер-лиге — рассказала Анна Зенкина.

Победители Премьер-лиги смогут принять участие в Sailing Champions League (Европейская парусная Лига чемпионов) и сразиться с яхтсменами из других стран за звание чемпиона Европы по парусному спорту. В 2015 году команда московского клуба «Навигатор» заняла третье место, а в 2017 году петербургская команда Ost Legal Sailing получила второе место.

— Так как в Европе тоже проводятся национальные лиги, то призом для победителей Высшего дивизиона является возможность поучаствовать в квалификационном этапе Парусной лиги чемпионов Европы, а затем побороться и за звание чемпиона Европы. Участие в этой регате и является призом на нашей гонке.

Вопреки распространённому мнению ходить по реке бывает не так легко, как по морю — на закрытых акваториях очень сильно крутит ветер. Из-за чего трудности возникают как у спортсменов, так и у судей.

— Здесь достаточно сложно выставить дистанцию. Если ветер ровный и лодки идут ровно, то у нас выставлены определённые знаки и нет никаких проблем. Обычно так бывает в морях. В акватории озера Кабан, на котором мы гонялись в прошлом году, ветер крутит и это усложняет гонки для участников и судей, потому что постоянно переставляется дистанция. Например, с утра мы не могли дать вторую гонку, потому что ветер заходил. То есть гонщики уже стартовали, практически дошли до верхнего знака, но ветер поменялся. Так как ветер менялся, это получается уже не очень честная борьба. Не совсем правильно стоят паруса, поэтому судья принимают решение отменить гонку. Это особенность акватории и ветровых условий. На море как правило проще, потому что ветер заходит реже. Здесь сложнее — поделился координатор проекта.


В парусных гонках часто случаются ситуации, когда в процессе гонок какая-нибудь яхта может нарушить правила или заставляет сделать это другую команду как на старте, так и вплоть до финишной линии. За соблюдением правил следят судьи, как и в любом другом виде спорта. Однако в яхтинге есть также и ампайринг. Если какая-то лодка считает, что соперник нарушил правила, то она поднимает специальный флаг, на который сразу же отреагирует судья-апмпайр на катере и назначает наказание. На берегу команда яхты тоже может подать протест, нарисовав схему движения судов на специальном бланке и постараться доказать, что соперник нарушил правила и что таким образом гонка была нечестной. В какой-то степени это даже можно назвать контрприёмом в случае, если команда отстаёт по баллам от противника в борьбе за призовое место.

Координатор проекта «Национальная парусная лига» Анна Зенкина:

— В парусном спорте есть определённый свод правил, как и в автомобильных гонках. Если нарушаешь правила, то получаешь пенальти. Спортсмены получают пенальти за касание, за то, что не уступили дорогу (есть понятие правого и левого галса). Левый – это когда ветер дует в левый борт, правый, соответственно, в правый. При расхождении если вы на правом галсе, то те, кто идёт левым галсом, обязаны вам уступить. Если яхта на левом галсе вас не пропускает когда вы кричите и показываете, что у вас правый галс, то ему обязательно будет дан пенальти. Также наказывают за вход в зону первого знака или за подрезание. Судейство делится на два вида: судейство протеста и ампайринг. Ампайринг — это судьи на воде. Они идут на катерах вместе с флотом и в случае если происходит столкновение либо нарушение правил, то лодка, которая считает, что её подрезали, коснулись парусом, не дали пройти или что-то в этом роде, поднимает красный флаг и кричат ампайру “Протест”. Если судья видел ситуацию, то он мгновенно решает кто виноват, показывает на эту лодку красным флагом и накладывает наказание. Бывают ситуации когда ампайр не видел что произошло, тогда он поднимает флаг, который говорит о том, что никто не будет наказан. Протесты разбираются на берегу. Судьи в данном случае могут вообще не быть на воде. То есть у гонщиков случается какая-то коллизия, они приходят на берег и подают протест. В протестном бланке они обрисовывают ситуацию и говорят что именно соперник сделал неправильно. Здесь уже судья принимает решение со слов. И, как я уже часто наблюдаю, от чьего-либо красноречия многое зависит. Также здесь можно привлекать свидетелей с других лодок и технический персонал, который сопровождает гонки. Таким образом принимаются решения. Есть также вариант гибридного судейства, когда ампайры идут за флотом и принимают решения, а протестовые уже потом на берегу разбирают каждое решение. Ампайринг, на мой взгляд, более динамичный, поэтому если на детских соревнованиях участвуют, например, семьдесят лодок и все они подают протесты, то мы можем просидеть до утра разбирая все эти протесты. А дети тоже очень любят протестовать.


Яхта класса J70 представляют собой килевую спортивную яхту с подъёмным килем. Это простая, надёжная яхта из стеклопластика рассчитана как для семейного отдыха, так и для гонок профессионалов. Лодка не может перевернуться и утонуть даже если накренится так, что мачта окажется в воде. Также она достаточно крепкая – даже в условиях гонки яхта не может получить такое повреждение, чтобы немедленно затонуть. От ударов могут быть сколы гелькоута (материал, которым покрывают лодки), могут порваться паруса и даже сломаться мачта, но лодка останется на плаву.

— На моей практике был случай когда на одном из этапов шестую лодку три раза очень сильно били. Точнее билась она, потому что под неё подскакивали и она, бедняга, ударялась три раза носом. Была жуткая пробоина, на которую было страшно смотреть, однако у нас гениальная техническая бригада и они буквально за одну ночь привели её в чувство. Так что, хоть и иногда бывают достаточно серьёзные пробоины, но не те ветра и не те условия, чтобы утонуть.

Попробовать самим

Наблюдать за тем, как грациозно скользят яхты по Казанке, одно удовольствие. Однако в один из дней соревнований у редакции газеты «Город А» появилась возможность не только сфотографировать лавирующих практически на боку белоснежных красавиц, но и самим встать под паруса.

После инструктажа и получения спасжилетов главного редактора и корреспондента ждала яхта номер один под началом профессионального яхстмена и отличного рулевого Даниила Деянова. Так как яхта вышла первой, было время провести небольшой мастер-класс и побеседовать с капитаном. Даниил — инструктор-преподаватель и уже много лет участвует в морских гонках, неудивительно, что он с лёгкостью маневрировал среди хаотичного (на сухопутный взгляд редакции) потока остальных яхт.

После небольшого мастер-класса главный редактор отвечал за выдвижной бушприт (на него крепится геннакер — парус, который выставляют при попутном ветре), а корреспондент за паруса. На борту много верёвок: одними вы регулируете стаксель (передний парус), другими поднимаете геннакер, третьей выставляете и убираете бушприт, а также множество других, назначение которых новичку-профану-корреспонденту знать не обязательно. Ещё нужно беречь голову, потому что при маневрировании и от порывов ветра в неё может “въехать” гик — горизонтальная балка подвижно скреплённая с мачтой как раз на уровне головы. Гик, кстати, на английском языке читается как “Бум!” (Boom). Ну, вы догадываетесь почему. Однако под умелым руководством нашего рулевого всё прошло как по маслу. А скорость, которую развивает яхта на полных парусах, вызывает удивление.

Регаты и путешествия по воде всегда были романтикой, влекли людей своей атмосферой и духом приключений. Сегодня оно не потеряло актуальности, особенно если речь идёт о белых парусных судах. Яхтинг — это один из самых красивых и интересных видов спорта и отдыха (теперь в редакции есть два человека, которые могут смело это утверждать). Единственное, что зачастую сдерживает людей от идеи ходить по волнам и участвовать в гонках — это деньги, потому что стоимость даже небольшой, но надёжной яхты может быть немалой. Но на самом деле большинство тех, кто увлекается яхтингом, их не покупают, а арендуют. Если знать откуда начинать свой парусный путь, то в тратить миллионы, чтобы отправиться в первое плавание не потребуется. Можно пройти обучение в яхт-школе или примкнуть к какому-нибудь яхт-клубу. Тем более, что в большинстве регат, как уже было отмечено, может участвовать любой, даже новичок.

Ещё вчера над акваторией реки Казанки летали быстрые винтовые и реактивные самолёты, а теперь не редкость увидеть белоснежные лодки под раздувшимися парусами. Река, горожане и гости всегда ждут вас снова, приплывайте и прилетайте!

Материал подготовил Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев

Оставьте комментарий