Акция протеста, организованная сторонниками Алексея Навального, началась возле театра Г.Камала, оттуда протестующие, двинулись по Право- и Лево-Булачной улице в направлении Кремля/Фото: Игорь Галиев

Заявление Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по протестным акциям 23 и 31 января (обновлено 7 февраля)

Заявление Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по протестным акциям 23 и 31 января

Прим. редакции: дата заявления 5 февраля, но опубликовано несколько позже, чем предыдущее на “Эхо Москвы” (смотрите его текст после текущего).

Неукоснительное соблюдение закона в одинаковой степени относится как к участникам массовых акций, так и к сотрудникам правоохранительных органов.

Эти акции не могли быть согласованы из-за пандемии. Надо также отметить, что выбор места для протестных акций в Москве на Лубянской и Манежной площадях носил конфронтационный характер. Такой подход представляется неконструктивным и ставит под угрозу безопасность граждан.

Наблюдались случаи, когда отдельные участники несогласованных акций применяли насилие к гражданам с иными лозунгами, сотрудникам полиции и Росгвардии, допускали действия, выходящие за рамки закона. От журналистов и наблюдателей поступили сигналы о необоснованном применении силы сотрудниками правоохранительных органов. Эти сигналы требуют проверки. По предварительной информации 23 и 31 января получили травмы 19 граждан, среди них есть и те, кто не участвовал в акциях. В то же время зафиксировано 22 факта применения насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Вызывают обеспокоенность призывы к несовершеннолетним участвовать в протестах, которые наблюдались перед акцией 23 января. Совет считает недопустимым подвергать детей опасности.

По информации СМИ в ходе акций задерживались и случайные люди, оказавшиеся в районе проведения акций. Жители городов также испытали трудности при передвижении из-за перекрытий.

Также по информации СМИ при задержании сотрудники полиции часто не представлялись, а их нагрудные знаки не были видны.

Были отмечены случаи задержания журналистов, имевших служебные удостоверения и редакционные задания. Тем самым создавались препятствия для выполнения ими своих законных профессиональных обязанностей. Аналогичным образом задерживали наблюдателей различных правозащитных организаций, несмотря на наличие у них соответствующих документов и бейджей.

Имеется информация от членов Совета и общественных наблюдательных комиссий о нарушении регламентов работы с задержанными. Сотни задержанных провели ночь в автозаках, автобусах, в отделах полиции, в неприспособленных для ночлега помещениях, без оформления протоколов, без еды, воды и лекарств. К ним не допускали адвокатов и членов общественных наблюдательных комиссий, ссылаясь на объявленный план «Крепость».

Вызывает тревогу информация СМИ о распространении в телеграм-каналах призывов собирать и публиковать в открытом доступе персональные данные сотрудников правоохранительных органов, их родных и близких. Эти серьезные нарушения права на тайну частной жизни должны быть немедленно прекращены.

В связи с изложенным Совет предлагает:

1. Обеспечить условия для беспрепятственной работы журналистов на протестных акциях. Совет информировал Президента России об этой проблеме в ходе заседания 10 декабря 2020 г., результатом чего стало поручение Полномочным представителям Президента России в федеральных округах совместно с Советом принять меры по обеспечению в субъектах Российской Федерации прав журналистов. Совет призывает региональные союзы журналистов и иные организации журналистского сообщества принять активное участие в реализации этого поручения, представив свои предложения.

2. Нормативно урегулировать деятельность общественных наблюдателей на согласованных и несогласованных публичных мероприятиях, определив круг их прав и обязанностей.

3. Инициировать дискуссию о смягчении карантинных ограничений в отношении публичных мероприятий, в том числе, политических и профсоюзных.

4. В связи с переполнением спецприемников и ИВС прокурорам соответствующих уровней принести апелляционные представления в целях отсрочки исполнения постановлений судов о назначении административного наказания.

5. Начать проведение служебных проверок по всем зафиксированным случаям нарушения прав журналистов, участников протестных акций и сотрудников правопорядка, а при наличии законных оснований и уголовно-процессуальные мероприятия. По нашей информации такие проверки уже начаты по ряду инцидентов.

Совет призывает все структуры гражданского общества к конструктивному диалогу с органами государственной власти, направленному на реализацию вышеуказанных предложений. Совет продолжит работу, направленную на обеспечение реализации права граждан на свободу мирных собраний.

Текст заявления на сайте СПЧ: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/6547/.


Заявление членов Совета по правам человека (от 5 февраля)

События, которые произошли 23 и 31 января раскололи общество, люди перестали слышать друг друга, власть и народ говорят на разных языках. Сегодня перед нами сложная задача – выйти на позитивный уровень и дискуссии, и действий. Требование о неукоснительном соблюдении закона в одинаковой степени относится как к участникам массовых акций, так и к полиции.

Члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, опираясь на материалы СМИ и данные, полученные от наблюдателей за протестными акциями, которые прошли в городах России 23 и 31 января 2021 года, констатируют следующее:

1. Задержания граждан начинались до начала акций. При этом задерживались и случайные люди, оказавшиеся в районе проведения акций. Задержание таких граждан продолжались и во время проведения акций.

2. Призывы к несовершеннолетним участвовать в публичных акциях не вызвало у них энтузиазма. Таких участников было ничтожно мало, что соответствует данным полиции по задержанию несовершеннолетних. Мы считаем недопустимым подвергать детей опасности.

3. Места проведения акций, чаще всего центры городов были заблокированы, что затруднило передвижение граждан, не имевших отношение к протестам.

4. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в которых были прописаны ограничения, связанные с пандемией, вводился запрет на проведение публичных мероприятий. Но запрету подверглись только акции гражданского протеста, в то время как проведение концертов, салютов, спортивных праздников и других массовых мероприятий согласуются властями по мере снятия ограничений.

5. В масс-медиа и социальных сетях размещены фото и видео материалы, демонстрирующие случаи жёсткого обращения сотрудников правоохранительных органов с мирными гражданами с использованием резиновых дубинок, и электрошокеров. Задержанные часами сидели в автозаках, а затем в отделах полиции без оформления протоколов, без еды, воды и лекарств.

6. Недостаточной была реакция правоохранительных органов на действия провокаторов, которые, находясь внутри группы участников несогласованной акции, пытались спровоцировать участников на противоправные действия.

7. Действия сотрудников полиции оказывались в большинстве случаев анонимными, так как сотрудники полиции при задержании в нарушение требований закона не представлялись, причину задержания не объясняли, нагрудные знаки часто либо отсутствовали, либо не были видны. Практически все сотрудники Росгвардии личных номеров не имели.

8. Полиция задерживала журналистов, имевших спецодежду, служебные удостоверения и редакционные задания, тем самым создавая препятствия для выполнения ими своих законных профессиональных обязанностей. Аналогичным образом полиция задерживала наблюдателей от различных правозащитных организаций, несмотря на наличие у них соответствующих документов и бейджей.

9. В ряде отделов полиции в разных городах был объявлен план «Крепость», хотя представителями общественности не было обнаружено никакой угрозы нападения на отделы, и туда не допускали адвокатов, членов общественных наблюдательных комиссий, не принимали передачи для задержанных.

10. У некоторых задержанных незаконно изъяли личные вещи, в том числе телефоны.

11. Проводилась не предусмотренная законом принудительная дактилоскопия граждан из числа лиц, к которым могла быть применена только добровольная дактилоскопия, под угрозой того, что их не отпустят и оставят в органе внутренних дел на 48 часов, несмотря на наличие у них паспортов и отсутствие необходимости устанавливать их личности.

12. Сотни задержанных провели ночь в автозаках, автобусах, в отделах полиции, в неприспособленных для ночлега помещениях, без оформления протоколов, без еды, воды и лекарств. Хотя по закону административное задержание не может превышать более трёх часов при наличии у них документов, удостоверяющих личность.

13. Судебные заседания проводились как в дневное, так и в ночное время. Было вынесено такое количество решений об административном аресте, что мест в спецприемниках не хватало, выстраивались очереди из автозаков и автобусов с людьми, к которым суды применили административный арест. Граждане жаловались на невозможность спать, холод и отсутствие еды и воды. Городские спецприемники переполнены, а изоляторы временного содержания, в которые в некоторых городах отправляют административно арестованных, не предназначены для исполнения административного наказания.

14. Наблюдались случаи, когда участники несогласованной акции применяли насилие к гражданам с иными лозунгами, сотрудникам полиции и Росгвардии, провоцировали их, вели себя в отношении них грубо и неуважительно, допускали действия, выходящие за рамки закона. Мы осуждаем подобные действия, которые идут вразрез с принципами гражданского согласия.

Мы считаем, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что государство не должно подходить к несогласованным массовым мероприятиям как к немирным, вне зависимости от реального поведения участников акций, при отсутствии с их стороны насильственных действий.

Мы предлагаем:

1. Изменить нормативные правовые акты и правоприменительную практику субъектов РФ, согласовывая проведение митингов и шествий наравне с прочими публичными мероприятиями, с не большими ограничениями, чем прочих массовых и публичных мероприятий, продолжить применение такого подхода в случае ослабления ограничительных мер при снижении эпидемической угрозы.

2. Прекратить использование спецсредств при задержании мирных участников мероприятий вне зависимости от их лозунгов и при отсутствии насильственных действий с их стороны.

3. Начать как служебные, так и процессуальные проверки по фактам превышения служебных полномочий, препятствования работе адвокатов и журналистов, не только в тех случаях, когда заявления об этом будут поданы, но и по сведениям, имеющимся в СМИ.

4. Обеспечить своевременный доступ адвокатов в здания полиции и спецприемники, в которых находятся лица доставленные или отбывающие административное наказание.

5. Запретить практику препятствования журналистам при выполнении их профессиональной деятельности.

6. Сотрудничать с наблюдателями от общественных правозащитных организаций, имеющими опознавательные знаки и поручения от организаций, при разрешении конфликтов во время проведения публичных акций.

7. Лица, в отношении которых судами были вынесены решения об административных арестах, часто принимаются в спецприемники с превышением установленного лимита наполнения, или в ИВС, или не принимаются длительное время в спецприемники в связи с их переполнением. По таким делам прокуроры должны незамедлительно принести апелляционные представления по отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания”. Суды в первоочередном порядке должны рассмотреть эти представления.

Мы призываем участников протестных митингов и местные власти к переговорам в поисках компромиссов для согласования публичных мероприятий во избежание эскалации насилия в общественной жизни. Члены Совета готовы выступить посредниками в организации и проведении таких переговоров.

Члены Совета:

1. Андреева Татьяна Константиновна
2. Асмолов Александр Григорьевич
3. Бабушкин Андрей Владимирович
4. Верховский Александр Маркович
5. Винокурова Екатерина Владимировна
6. Евдокимова Наталия Леонидовна
7. Засурский Иван Иванович
8. Каляпин Игорь Александрович
9. Ковлер Анатолий Иванович
10. Кравченко Борис Евгеньевич
11. Маковецкая Светлана Георгиевна
12. Марголина Татьяна Ивановна
13. Мерзлякова Татьяна Георгиевна
14. Меркачёва Ева Михайловна
15. Никитинский Леонид Васильевич
16. Пастухов Игорь Николаевич
17. Полякова Мара Федоровна
18. Резник Генри Маркович
19. Ряховский Владимир Васильевич
20. Сванидзе Николай Карлович
21. Сокуров Александр Николаевич
22. Юргенс Игорь Юрьевич
23. Ясин Евгений Григорьевич

Источник: Эхо Москвы/ https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2785524-echo/

Примечание редакции: данное заявление Совета по правам человека (полное наименование и цель Совета звучат так: Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, является консультативным органом при главе российского государства) опубликовано на сайте “Эхо Москвы” поскольку члены СПЧ не смогли принять единое заявление по поводу нарушений на несогласованных акциях в поддержку Алексея Навального из-за разногласий (по сообщению РБК).

Оставьте комментарий